Цуца - идущая Тропой полковника Фоссета (mercylo) wrote,
Цуца - идущая Тропой полковника Фоссета
mercylo

Categories:

Мой цирк. Как белка в колесе...

Цирковые физиологически устроены иначе.
Особенно те, кто принадлежит к Династиям. Когда бабушка покоряла "арабеской" на скачущей лошади сердца офицеров русского царя, а внучка крутит "вертушку" под куполом французского цирка Франкони...
У нас в коллективе передвижки была только одна представительница династии - Маргарита Балакирева. Очень в возрасте(сейчас я понимаю, что лет ей было около пятидесяти), но в прекрасной форме - ни малейшего признака оплывания форм, стройные, сильные ноги, шпилька - всегда, когда не в манеже, аккуратно выкрашенные блондинистые волосы, прямая спина, бугры мышц под всё ещё гладкой кожей - а попробуйте потаскать по манежу колесо диаметром примерно два метра...И сварено оно из труб толщиной в три пальца - неразборное и довольно тяжелое.
Я нашла в сети только одну фотографию, которая более-менее отражает суть номера. И на снимке - НЕ Рита Балакирева, а какой-то поц  в сапогах (акцентирую, чтоб не возникло вопросов, как в прошлый раз :)) Вот это сооружение каталось по всему манежу, а внутри и снаружи его акробаты Балакиревы выделывали всякие кунштюки. По одному, по два , а то и по четыре  человека за раз. На одном колесе. В финале номера на специально настланном круглом деревянном полике крутилось пять огромных колес...Феерическое зрелище. Жаль, что сейчас этот жанр подзабыт незаслуженно...
 Риточка была очень примечательной дамой. Родилась в семье акробатов, в колесо влезла в  пятилетнем возрасте (показывала мне пожелтевшие фотографии, я перевернула одну украдкой, там стояла дата - 1938 год), много раз выходила замуж, ради карьеры отказалась от детей ("Я не могла представить, как выпаду из гастролей минимум на два года, Лорочка!"), надеялась на тихую старость рядом с племянниками, но не срослось - единственный сын сестры разбился в Кисловодском цирке, сорвавшись с трапеции... Получила все возможные звания, много раз была Лауреатом. К моменту нашей встречи - Заслуженной артисткой почему-то Казахской Советской социалистической республики.
 Рита объездила весь мир - насколько это было возможно в те лютые годы, была даже в нескольких капиталистических странах. Давно купила квартиру в Москве, но бывала там раз в году - во время короткого отпуска, из которого спешила досрочно вернуться в конвейер, оставив большую квартиру пылиться до следующего короткого визита.
 Как и все цирковые, Рита уже перестала считать травмы. Однажды сказала, что только переломов помнит больше двадцати, но "всё по мелочи - рука-нога-ребра". И сейчас я думаю: как она сохраняла такую осанку и летящую походку ? Каким усилием воли? Я-то теперь знаю, как ноют старые травмы к перемене погоды  - а у нее их были десятки. И при этом - шпилька и обалденная осанка. И походка танцовщицы.
 Думаю, боли и стали первопричиной её любви  к "коньяковецкому"... Так Рита  панибратски называла коньяк, всегда присутствовавший в сумке. Плоская серебряная фляжка извлекалась по десять раз на дню, делался глоточек - и Рита продолжала репетицию. Только однажды я увидела гримасу сильной боли - Балакирева сидела на ящике из-под реквизита около своего вагончика, а я несла морковку медвежатам. Вокруг не было никого, не нужно было "держать лицо", и я увидела... Она поняла, приложила палец к губам и вымученно улыбнулась:" А что делать, деточка? Я не знаю другой жизни. Да и не умею ничего больше...надо терпеть. Это не очень больно, правда - вон, мордочка у тебя вытянулась как..не расстраивайся, я привыкла."
 Крепкая была, сильная. А ещё  - добрая и смешная.
 У Риты была ещё одна страсть. Золото. В смысле, украшения. Во время переездов персты ея унизаны были множеством колец. Я таких никогда больше не видела - старинная работа, красное, желтое и белое золото, красивые камни - она покупала кольца и серьги во всех своих зарубежных гастролях и набрала пару килограммчиков за жизнь, думается мне :)) Хранилось все это "багайство" в незапирающемся вагончике, в верхнем ящике кофра - об этом знали даже собачки дрессировщицы Ренаты.
В цирке не воруют. Никогда.
 Но золото было у Риточки не только извне. Оно было и внутри. В виде зубов. В то время зубы делали из золота почему-то. Мосты, коронки - все было красиво, всё блестело и матово светилось в пастях :) У Риты из благородного металла была построена нижняя челюсть. Я не стоматолог-ортопед, но точно знаю, что сооружение такое было - сама держала его в руках :))
  Мы переехали в Тернополь и гимнастка Оленька таки довела влюбленного экс-жокея Юрочку (mercylo.livejournal.com/96074.html ) до местного ЗАГСа. Цирковых расписывали в течение трёх дней, а не трёх месяцев - как всех остальных, и коллектив с энтузиазмом готовился к Великому Пиру. Директор Барский отменил вторничное представление - понимал, КАК будут чувствовать себя товарищи артисты ближайшие двое суток..:))
 Ах, как он оказался прав... Цирковая свадьба-это что-то. Если будет настроение, я расскажу о собственной свадьбе на манеже :)
Канистры с вином и коньяком занимали почти все пространство курилки - нам везли пойло прямо с заводов. Любил советский народ цирк, любил.И ни в чём не мог отказать цирковым артистам:) Мяса зверям заказали на мясокомбинате вдвое болше обычного и клоуны построили два огромных кирпичных мангала - в коллективе было около 60 человек, никто не должен уйти обиженным:)) А овощей нам вдостоль предоставила благословенная земля юго-западной Украины
Из вышеозначенных 60 человек не пили пятеро. Я,  две древние билетерши - бывшие артистки(по состоянию здоровья), гимнаст Слава(зашился) и униформист Серёжа, у которого к тому времени уже отпанахали 2/3 желудка - он своё выпил. Ну, и звери не пили, конечно - им просто никто не догадался налить... :)
 Грандиозное попоище описывать смысла нет - кто из нас не грешен? Я наблюдала всё трезвыми глазами и расстегивала поясок на штанах, чтоб влезло ещё немножко волшебного шашлыка...Гулямба продолжалась всю ночь - радостная, лёгкая, с песнями и музыкой циркового оркестра(пока музыканты были в состоянии держать инструменты, разумеется), вокруг столов вертелись собачки Ренаты, осоловевшие от кусков мяса, даже медведице Машке и медвежатам отломилось по шмату приличному - рабочие отнесли угощение, когда ещё могли ходить))
 В общем, к утру картина выглядела так: "О, поле-поле, кто тебя усеял мёртвыми костями?" :)) А около ступенек вагончика  изящно ползала на карачках Риточка.  И шарила рукой под ступеньками и около. Не, всё было нормально, но в лице её что-то изменилось. Я наклонилась: "Вам плохо, Рита?"  А в ответ:" Ошошо сё, шубы тателяла тока, тлять.."  Шубы?? Какие шубы??
На третий раз я поняла... Закусив губу, чтоб не расхохотаться, принялась ползать рядом в утренних голубоватых  тенях, а сзади неслось: "Тлять, ьопсь..тлять..."  И причмокивание со шлепками...:)))
 Через минут пять я нашла. Драгоценная  деталь лежала в кустике травки и потому оставалась незамеченной (хотя, Риточка в ТОМ состоянии не заметила бы и челюсть тиранозавра, не то, что свою). Находка была ополоснута коньяком и водворена на законное место.
 Но кто-то ещё таки видел наши изыскания :) И поведал по секрету. Потому что  потом еще пару месяцев Рита моментально понижала градус репетиционного мата на пару тонов, если кто-то из артистов, улыбаясь, подносил руку к нижней челюсти...:))

 За розыскные способности и сдержанность я была премирована Риточкой Балакиревой.  Старинное кольцо красного золота в виде двух сплетённых рук десять лет я не снимала вообще...

Tags: Мой цирк
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 49 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →