Крым, 2016-й

Цуца - идущая Тропой полковника Фоссета

Previous Entry Share Next Entry
"Скажи мне, кудесник, любимец богов..."(с)
Волчица любит
mercylo
 Должна признаться, что удивилась, узнав, что абхазы, подавляющее большинство  которых таки считаются христианами, на самом деле, не живут по христианским канонам. Они не ходят к причастию, не исповедуются, не имеют понятия о постах, не венчаются и не отпевают своих ушедших. А те, кто считает себя мусульманами, отличненько едят свинину и не творят намаз. Мечетей там тоже нет.


 Ничего странного, как выяснилось. Наш Гурам умеет креститься и я видела, как он это делает, когда мы вошли в чудесный храм в деревне Дранда, но это не мешает ему верить всей душой в Верховного Бога абхазов - Анцуа, Создателя Мира. У Анцуа, сурового, но справедливого, есть семь апаимбаров - ангелов, посланников, представителей Создателя на земле. Все они - высшие существа, неподкупные и очень справедливые, карающие и дарующие прощение. Апаимбары докладывают Богу обо всём, что творится на "подотчётной территории", а в свободное от докладов время наблюдают за морем, горами, домом, очагом, скотиной, урожаем, зверьем в лесах и рыбой в воде. За старшего у них некто Дыдрыпш, о котором известно вот что: когда-то, очень давно, он был наполовину человеком, жил среди людей и выделялся среди прочих разве что красотой, прекрасной речью и необыкновенно чистой и доброй душой. Божественная часть Дыдрыпша позволяла ему совершенно точно предсказывать будущее, определять судьбу новорожденного и лечить людей даже от тяжких ран, полученных на охоте. Люди быстро просекли, кто тут безотказный и стали бессовестно пользовать бедного ангела, толпясь у порога его дома с утра до ночи. Совершенно умученный, Дыдрыпш однажды тайком улизнул в горы и там возопил про "шо делать и как жить дальше?" Анцуа к тому времени уже понял, что с живого люди с его парня не слезут и сделал Дыдрыпша невидимым, дав ему в качестве компенсации  крылатого коня Араша. Так и живет "ангел грома" среди людей невидимым, а на горе с таким же названием(она в Гудаутском районе), много веков находится одно из семи святилищ абхазов - аных, посвященный ему.
 Так вот, с тех пор люди не смеют беспокоить апаимбаров по пустякам. Нельзя прийти и попросить, например, классную машину для сына за три тыщи - это только разгневает ангела. Дындрыпш не может излечить смертельно больного или помочь бездетной женщине, потому что их судьбы предопределены  Богом, но вот выяснить правду, наказать виновного и оправдать безвинного - может.
 Посредником между Анцуа и его апаимбарами и людьми является жрец. Настоящий жрец, потомственный.
жрец 1. Справа, за толстым деревом, священное место, к нему нельзя подходить. Можно было сфотографировать из окна машины(что я и сделала), но получилось мелковато. Там каменные круги, довольно высокие, и старинные огромные кувшины внутри окружности каменной. Глиняные. Много.
 Это, конечно, не сам аных, но что-то вроде домашнего алтаря.
Так вот, когда требуется вмешательство высшей справедливости, люди идут к жрецу. Перенесу действо на наши реалии.
Допустим, некая толстая Клава стала причиной разрыва отношений между мной и человеком, который был для меня ценен - её действия впрямую повлияли на решение того человека со мной, безвинной и доверчивой овцой, не общаться. Я сначала думаю:"Чо за нах? За что?", а потом доподлинно узнаЮ о проделках толстой Клавы. И сильно обижаюсь, даже впадаю в ажитацию. Иду к жрецу и излагаю ему суть. Жрец берет три дня на проверку моих слов, потом звонит и говорит что-то типа "да, такое могло быть". И я, преисполненная праведного гнева, приношу жрецу варёного петуха(молодого, еще не топтавшего кур), сырный пирог(хачапур), и водку(чачу), и говорю:"Хочу суку-Клавку проклясть!" "Легко! - говорит жрец, - она заслужила и это будет справедливо." И тогда в аныхе произносится проклятие.
 У Клавки-падлы есть варианты. Она может явиться туда же и сказать:"Невиноватая я! Клянус.Если лгу-пусть не покину этого места!" Тут есть риск и серьёзный: незримо присутствующий здесь же апаимбар мгновенно покарает клятвопреступницу. Бывали и смертельные случаи, между прочим. Или второй вариант: проклятие падает на её голову и на весь её род. Начинается череда неудач, болезней, нелепых смертей и прочих кар. Родственники или терпят пару поколений, пока хватает терпилки и стыдно признаться, что виновна была Клавка, или  сразу пинками гонят гадюку ко мне валяться в ногах и просить прощения.
 Если прошло время, то оставшиеся в живых потомки проклятого идут к потомкам проклявшего, чтоб умолить их о снятии проклятия. Получив согласие, одеваются во все чистое и праздничное, берут "чистые" продукты: молодого барашка или телка, хлеб, вино только из винограда, без грамма сахара и идут всей толпой к жрецу. Там животное ритуально закалывают(мгновенно и безболезненно), мясо отваривают, а печень и сердце жрец накалывает на специальную ритуальную рогульку из священного граба - на фотографии она в его правой руке.
жрец 2
После того, как произнесены слова покаяния и прощения, все присутствующие съедают по маленькому кусочку сердца и печени жертвенного животного и садятся за праздничные столы. Оплачивает банкет родня проклятого. Возмещает потери тоже она, и в разы больше: предок украл двух буйволов - потомки отдадут четырёх...
 И, кстати, оглашать всю вину проклятого придётся честно - ангел бдит и кара за ложь неотвратима.

 - И что же, неужели после того, как проклятие снято, прощённым начинает везти со страшной силой? - спрашиваю я.
 - Конечно. Я сам был свидетелем того, как женщина из проклятого рода, тяжко болевшая несколько лет, поднялась с постели на следующие сутки после получения прощения. И как обнищавший до последнего род другого проклятого получил от родственника-махаджира, живущего за границей, приличное наследство - через два дня после прощения и очищающих молитв... - говорит абхаз.



  До сих пор клятвы, произнесенные в святилище, считаются нерушимыми. Если человека обвиняют в преступлении, а он невиновен, то произносится клятва, которая заканчивается такими словами:"А если я лгу, то пусть погибну и я, и мой род!" Ему нечего бояться - после очистительной клятвы подозрение с него снимается полностью  и никому в голову не придёт усомниться в справедливости решения апаимбара. Но если человек виновен и совершает клятвопреступление, то кара ангела в первую очередь падёт на самых невинных и чистых родственников преступника. Сначала погибнут его дети, жена, мать и только потом - он сам. И я слышала, как звучит самое страшное проклятие абхазов (его говорили по моей просьбе над текущей водой горной реки): "Чтоб ты жил и всё видел!"
 
 

Как интересно, Ло! Совсем другая жизнь! Я недавно прочла темы сочинений для гимназистов дореволюционной России: http://marivana53.livejournal.com/84774.html
Как-будто с другой планеты. И тут только понимаешь, в каком зазеркалье мы живем.

Жаль, что предки все решили за нас. Впрочем, мы тоже уже многое решили за потомков((

Да, их христианство - совсем иное.

Это не совсем христианство Точнее, совсем не христианство))

слууушай, как интересно! вот почему-то 20-25 лет назад, когда я оттуда не вылезала по три раза в год, ничего такого не видела и не слышала, хотя очень много общалась с самыми разными людьми.. то ли это не афишировалось тогда, то ли я невнимательная дура

Ты не вылезала оттуда совсем с другой целью, подозреваю) А двадцать лет назад была война, так что, скорее уж, четвертак-время расцвета советских курортов. Разумеется, ни о каких святилищах речи быть не могло.

о-о-о неожиданно так все,жутко интересна-а-а-а. Перенос действа на наши реалии- поржала )))умеешь ты )))
Слушай, и вот так до сих пор у них все это и происходит? проклятия прощения и проч? А жрецы откуда, потомственные, али назначенные?

Да, до сих пор, Лен.Жрецы все потомственные. Есть пять жреческих родов у абхазов.

Хачапур хачу, да?

Так испеки, делов-то?)

Спасибо, Лора!

Да не за что, Лара) Хорошо, что я все в планшет записала.

очень интересно, спасибо, что поделились

Тоже инфернальное воспоминание от тамошних мест осталось. Поехали в Нижнюю Эшеру сразу после путча, в 91м. Сыну только-только 3 исполнилось. Раскапризничался, разревелся. И тут из густой листвы инжирового дерева, под которым всё происходило, роздался гортанный голос: а ну, давайте-ка мне его сюда, в корзину! Сын уставился на нас квадратными глазами, а я всёрьёз спросил: хочешь к лешему? Он не захотел, и все последующие 2 недели не хотел тоже... И потом ещё пару-тройку лет допытывался, неужели правда леший на дереве сидел...

Мне кажется, это прекрасное воспоминание. Мальчик еще своему сыну расскажет, как чуть не угодил в далекой стране на берегу другого моря к лешему)

Я хочу туда, Лори. С сыном. Спасибо за этот рассказ.
Стимулирует на сентябрь.

Да.Вы не пожалеете, ручаюсь.

спасибо, очень интересная история
такое сочетание будничного и древнего

Мне всегда были интересны подобные вещи, Кать.

действительно, страшное проклятие...
Интересно как, Лор.

Интересно как! И страшновато. То есть действительно с ерундой не пойдешь, сто раз подумаешь...

И солгать поостережешься.

какая внятная и прикладная религия, еще бы ей не сохраниться и не ужиться с другими верованиями)
и очень хороший пост, читала с удовольствием

Спасибо, Лара.Это потому, что мне все ТАКОЕ очень симпатично)

"Чтоб ты жил и всё видел!"

Именно так!

?

Log in

No account? Create an account